Спасско – Лутовиновская сельская библиотека – филиал
Творческая работа на тему:
Народные мотивы в рассказах И.С. Тургенева
« Записки охотника»
Выполнила:
студентка ЕГУ имени И.А. Бунина, 1 курс магистратуры
Пятовская Екатерина Олеговна
1995 г. р.
Орловская область, Мценский район, д. Шеламово, д. 6
Спасское-Лутовиново
2018 г.
… Что можно сказать о всех вообще произведениях
Тургенева?
То ли, что после прочтения их легко дышится,
легко верится, тепло чувствуется?
Что ощущаешь явственно, как нравственный
уровень в тебе поднимается, что мысленно
благославляешь и любишь автора?
М.Е.Салтыков - Щедрин
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обходится!... Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет». Эти строки романа «Рудин» написаны И.С. Тургеневым в Спасском – Лутовинове. За ними стоит не только высокое чувство России, но и глубинная, кровная связь великого писателя с местами, которые были для него олицетворением родины. Через все творчество Тургенева проходит чистая и нежная память о березовых рощах, светлых родниках и широком небе родной стороны.
Спасское своими корнями глубоко уходит к тем далеким временам, когда начало расти и крепнуть недавно освобождившееся от татарского ига Московское государство. Менялись поколения, из века в век бережно хранились и передавались не только крестьянский уклад деревенского быта, но и культуры: песни, обычаи, единая вера, сказки, былины. Эти места были овеяны легендами о Соловье-Разбойнике, сказаниями об атамане Кудеяре, становище которого находилось неподалеку от Бежина луга. И в этих местах родился великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев. Он воспитывался и рос на земле, где любили и ценили народную песню.
В девичьей и буфетной, у музыкантов ( в усадьбе матери был крепостной оркестр) мальчик учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки. Тайком ему удавалось играть с деревенскими мальчишками или убегать послушать песни, посмотреть хороводы.
О.В. Аргамакова, жившая в доме писателя вспоминает: «В юности…. Иван Сергеевич, заслышав в деревне песни, исчезал из дома в ореховые кусты, густо росшие в то время между сараем и деревней, близ которых деревенские девушки водили хороводы.
Там Иван Сергеевич ложился ничком, подслушивал и записывал слова песен.» Интерес к песням не проходил в последующие годы. «Было время, - писал И.С. Тургенев, - что я с ума сходил от народных песен»
«Песня – душа народа», песня раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поет почти всегда – и в горе, и в радости, в будни и праздники. Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет существовать как нация.
И уже в первых юношеских стихотворениях пятнадцатилетнего И.Тургенева чувствуется знакомство автора с народным творчеством:
Что мой сокол светлый, ясный
Чернобровый, черноглазый,
Что не весело сидишь?
Что не радостно глядишь?
Что, повеся жалобно головушку
На одну сторонушку,
Ты не порхаешь по лесам
И не скучаешь по долам…
На выбор сюжета стихотворений: «Баллада», сочетающее в себе мотивы таких народных песен, как «Ванька- ключник» и «Не шуми мати, зеленая дубравушка», «Похищение» и, несомненно, «Федя», оказало большое влияние знакомство писателя с народной песней.
Тургенев рано увлекся охотой. Он старался понять жизнь простых людей, и в этом ему помогали охотничьи путешествия. Он умел видеть и слушать, ему были близки и понятны заботы крестьян. Французский писатель Э. де Гонкур рассказывал о том, какое значение И.С.Тургенев придавал беседам с крестьянами, «можно только удивляться тому, как много узнаешь от этих людей темных, невежественных, но постоянно и сосредоточенно размышляющих в своем уединении».
Встречаясь с людьми, писатель неизменно сталкивался и с народной песней. Песня сопровождает крестьян в полевых работах, в дороге. Вся жизнь крестьянина связана с трудом. Тема труда нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжелую работу, объединяли людей, с песней работалось веселее и дружнее. Песня была неизменной спутницей и в радости, и в горе. «Пение крестьянок действительно, самая горестная на свете вещь – от него веет угнетением и диким одиночеством, унынием, ставшим привычкой,» - писал Тургенев.
В народной песне и песенной поэзии отразились лучшие черты русского национального характера: стойкость, выносливость в жизненых испытаниях, сила духа, чувство человеческого достоинства, удаль и горячая любовь к свободе и родине.
Особенно богато представлена народная песня в рассказах из сборника «Записки охотника». И это не только потому, что писатель высоко ценил эстетическое значение песни, но и потому, что песня сильнее, чем другие жанры фольклора, раскрывает жизнь народа.
О чем не подумал – про то не расскажешь
О чем не поплакал – про то не споешь.
Деревня и песня в понимании Тургенева – неразделимы. Также, как и люди, они имеют свой характер. На страницах рассказов «Записки охотника» можно встретить семейно-бытовые песни:
«Какой ты мне сын, какой семьянин!
Не бьешь ты жены, не бьешь молодой.»
( « Хорь и Калиныч»), антикрепостническую – «Доля ты моя, доля» («Хорь и Калиныч»), любовную « Как к любезной я ходил, все сапожки обносил…»
( « Ермолай и мельничиха»), плясовую « Как из наших из ворот….» ( Мой сосед Радилов»), причитания «Каково же мне теперь в семье, каково же мне? И что же со мной будет, что станется со мной, горемычной? За немилого выдадут сиротиночку….. Бедная моя головушка!» (« Свидание»).
Образ Лукерьи из рассказа «Живые мощи» стал живым воплощением трагической судьбы крепостной женщины. И пение для умирающей Лукерьи не игра, а насущная потребность души. «Лукерья собралась с духом…Мысль, что это полумертвое существо готово запеть, возбудило во мне невольный ужас. Но прежде чем я мог промолвить слово – в ушах моих задрожал протяжный, едва слышный, но чистый и верный звук. «Во лузях» пела Лукерья».
Рассказ «Певцы» - уникальное произведение, Иван Сергеевич, как истинный знаток народного творчества и русской души, посвятил целый рассказ самобытному пению. Автор показал, как песня может затронуть сердца людей. Так, во время выступления Якова Турка, чей голос был полон глубокой страсти, молодости и силы, И.С.Тургенев подробно описывает, как певец входит в образ, «Он глубоко вздохнул и запел… «Не одна во поле дороженька пролегла»- пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая горячая душа вучала и дышала в нем и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась… В рассказе поэтизируется не только пение Якова или рядчика самих по себе, но и та духовная связь, которую это пение пробуждает в очень разных по положению и происхождению людей. У дворянина – охотника «закипали на сердце и поднимались к глазам слезы», и «серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивал головой».
Примечательно то, что Тургенев в этом рассказе, как и во многих произведениях, уделяет особое внимание описанию местности, природы, быта и нравов местных жителей. Писатель не раз слышал, как крестьянскими певцами исполнялось множество песен в разных вариантах. В них воспевалась народная мечта, некоторые песни прямо хватали за сердце, столько в них было грусти и безысходной тоски. Но нередко исполнялись и такие песни, которые заставляли почувствовать могучую скрытую силу, таившуюся в народе. Даже тяжкое, унизительное рабство, в котором находились русские люди, не могло погасить родники народного творчества. Тургенев, как настоящий художник и летописец своего времени, не мог этого не видеть.
Как точно заметил Л.Н Толстой, существенное значение и достоинство «Записок охотника» прежде всего в том, что Тургенев «сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь и оттенить ее поэтические стороны, в том, что он находил в русском народе больше доброго, чем дурного.» Да, Тургенев умел видеть красоту души мужика, и именно эта красота была главным аргументом писателя против безобразия крепостного права. Тургенев не поэтизировал мужика, не приукрашивал его жизнь, он писал правду о нем. И в этой-то правде, по глубокой убежденности писателя, «зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития».
Можно сказать, что «Записки охотника» открыли перед читателем новый мир - мир крестьянский.
Вот уже наступает 200-летний юбилей И.С.Тургенева, но по-прежнему хранят память о великом писателе тургеневские места. Спасское – Лутовиново не забывает своего великого потомка. Его любимый парк, дуб ждут, когда хозяин вернется домой. И каждый, кто посещает Дом – музей писателя испытывает это волнующее чувство ожидания, вслушиваясь в звук шагов, которых нет…
Вздыхает парк, кусты черемух вспенив,
Прислушиваясь к перекличке птах.
Мы ждем: вот-вот появится Тургенев
В видавшей виды шляпе, сапогах
Широким шагом он пройдет сквозь годы,
Как сквозь чащобу проходить привык,
Охотник, нелукавый друг природы,
Из детских снов серебряный старик.
Придет и остановится под дубом,
Окрестность взглядом озарит своим,
И все, что в жизни нам казалось грубым,
Вдруг станет ясным, добрым и простым.
ПОЧЕМУ МОЙ ГОЛОС ВАЖЕН?
У каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей Родиной. Для меня таким местом является великая Россия. Я горжусь этим. Каждый гражданин должен знать и соблюдать законы своей страны, а также необходимо знать историю развития своего государства.
В настоящее время Россия является самым большим в мире государством, к мнению которого прислушиваются и дружбой которого дорожат.
Выборы - важное событие, происходящее в жизни людей. Они позволяют свободно выразить свое волеизъявление. Как думает большинство избирателей, так и будет складываться их жизнь. Поэтому надо всегда пользоваться этим правом, данным нам Конституцией, ходить на выборы и тем самым участвовать в политической и общественной жизни страны.
Почему так важно принимать участие в выборах и голосовать? На этот вопрос каждый человек для себя должен ответить сам. По мнению многих людей, принимать участие в выборах – это значит, выбирать самому, кто будет руководить людьми, государством и иными органами управления. Твое личное решение никто не может осудить или опровергнуть, потому что в стране действуют демократические выборы, дающие право сделать свой собственный выбор! Все зависит от вашего решения!
Я пойду на выборы ради того, чтобы выразить своё мнение и проголосую за того кандидата, про которого достаточно информации, чтобы за него проголосовать. Я также должна быть уверена, что государственная власть попадёт в надёжные руки, которые смогут её удержать и привести народ и государство к лучшему светлому будущему.
Нельзя брать во внимание слова некоторых людей, которые говорят о том, что нет смысла идти на выборы, поскольку все уже предрешено или галочка в бюллетени ничего не изменит. Ведь они неправы. Чтобы добиться каких-то результатов в жизни, надо начать ее менять, так и во время голосования надо не смотреть со стороны, как другие голосуют и в тайне выражать свое недовольство, а самому принять участие в выборах и изъявить свою волю. Будущее России надо делать своими руками, а не полагаться на других. Ведь от того, какое решение мы примем сегодня, зависит жизнь, которую получим завтра. Не зря говорится в народе: «Народ достоин того правителя, которого он выбирает».
Зададимся вопросом: может ли измениться наша страна без соучастия граждан? Я считаю, что нет! Только активная позиция каждого из нас может улучшить жизнь государства и каждого отдельного его гражданина. Поэтому не стоит отказываться от своих прав. Надо в день голосования сделать правильный выбор. Только от нас самих зависит наше будущее. Лишь от нас зависит, будет ли наша страна процветать или нет. Так что подходить к голосованию нужно со всей серьезностью.
Сережкина Елизавета
20 лет
студентка 1 курса ОГУ им. И.С.Тургенева
с. Спасское – Лутовиново
Сп.-Лутовиновская сельская библиотека
му.
Орловская область, Мценский район,
с. Спасское-Лутовиново, ул.Никольская,д19
+7 (48646) 3-05-85
303002 Орловская область, Мценский район.
с.Спасское-Лутовиново, ул.Никольская,19